Здоровье обучающихся находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередовании нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. В то же время здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.
Степень успешности этой деятельности - то есть устранения вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышения устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяется направлением усилий по сохранению и укреплению здоровья.
Перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью обучающихся, на которые указывают многие исследователи и практики:
1) Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
2) «Забалтывание» проблемы здоровья.
3) Сужение понятия здоровья.
4) Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
5) Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
6) Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.